Практически все головные уборы, которые представительницы прекрасного пола носили в прошлом и носят сейчас, попали в женский гардероб из мужской моды. Пожалуй, единственным исключением является вуаль и шляпка-клош. И если назначение первой было сокрытие женщины от посторонних взглядов, то вторая стала ярким символом новой эпохи – эпохи борьбы женщины за свои права, эпохи эмансипации.
Шляпка-клош появилась во Франции в начале ХХ века благодаря одной из самых талантливых модисток того времени Каролин Ребо. В переводе с французского языка слово «Cloche» означает колокол, именно по его форме и была создана новая шляпка. Правда, шляпку изготавливали более округлую, чем ее прообраз. Она очень плотно облегала голову женщины, поля же шляпки были либо плотными, как бы расходящимися в стороны от лица, либо волнистыми и мягкими. Обязательный элемент – лента, разделявшая тулью и поля.
Идеальным материалом для шляпки-клош стал фетр, который прекрасно держал форму нового головного убора. Однако летом, чтобы не расставаться с полюбившимся аксессуаром, многие женщины заказывали ее из соломки, которую полировали, красили или украшали вышивкой.
Клош приобретает популярность
Несмотря на то, что первый клош появился в 1908 году, пика своей популярности он достиг в 20-е годы ХХ века. Именно в это время, – время окончания Первой мировой войны, которое ознаменовалось коренными изменениями в устоях общества, новый головной убор пришелся как нельзя кстати. Его облюбовали флэпперы – девушки, желающие жить по новым правилам, которые бы не ограничивали и не принижали женщину. Именно благодаря им, в моде появился совершенно новый образ тогдашней современной девушки: мальчишеская фигура, длинные ноги и руки, короткая стрижка – паж, которая так возмущала старшее поколение. Форма же шляпки-клош как нельзя кстати пришлась под этот образ.
Клош надевали очень низко, практически закрывая глаза, что, как считалось, придавало женщине некую высокомерность и загадочность. Правда, носить клош было весьма неудобно – видела его обладательница только узкую полоску дороги и мыски своих туфелек. Поэтому приходилось высокого поднимать голову и вытягивать шею. Однако большой заслугой клоша стало то, что заглянуть в глаза женщине мог только тот, кому бы она это позволила. Кроме того, талантливо изготовленный клош придавал представительнице прекрасного пола дополнительный рост.
Украшение клош
Со временем у шляпки-клош помимо ленты появились и другие украшения – цветы, клипсы, броши, которые, как правило, прикрепляли только с одной стороны. Ленты же помимо декоративной функции стали еще и средством общения с противоположным полом. Мужчина, глядя на шляпку привлекшей его внимание дамы, мог без проблем узнать ее статус. Так, если лента завязана узлом – значит девушка замужем. Лента в форме стрелы означала, что сердце девушки уже занято. Ну а яркий бант говорил, что девушка свободна, и можно смело подходить к ней для знакомства.
Шляпка-клош была в моде сравнительно недолго – вплоть до 1934 года. В 1980 году, казалось бы, популярность этого аксессуара вернулась вновь. Однако через несколько лет клош снова ушел в прошлое. В начале ХХI века некоторые дизайнеры, создавая свои коллекции в ретро-стиле, вновь начали использовать этот головной убор. Но такого бума, который испытал клош в начале прошлого века, уже достигнуто не было. Хотя поклонниц шляпки-клош можно встретить и сейчас.