Символом свободы, борьбы за независимость от английского колониального гнета и неотъемлемой частью политической жизни Индии стала… самая обыкновенная белая пилотка. Да-да, именно этот головной убор определил политическое, экономическое и социальное развитие Индии в первой половине ХХ века.
А произошло все так: как и большинство стран Азии и Африки, к началу второго тысячелетия Индия была колонией, используясь как рынок сбыта для не очень качественной английской продукции и как источник сырья – из Индии англичане вывозили всё, что только представляло собой хоть какую-то ценность. Уже в конце XIX века в Индии началось движение за освобождение страны от колониального гнета, использовавшее насильственные методы. Однако к следующему тысячелетию борьба против Великобритании приобрела совершенно другой характер – характер ненасильственного сопротивления, получившего название «сатьяграха», которое включало в себя два основных компонента: гражданское неповиновение и политику несотрудничества. Основоположником этого движения стал Махатма Ганди.
Как с этими событиями связана пилотка? А вот как: политика несотрудничества заключалась в том числе, и в отказе от покупки и использования английских товаров, прежде всего тканей и изделий из нее. Взамен Махатма призвал всех индийцев применять только местную текстильную продукцию, которая хоть и была намного хуже по качеству, но ее покупка стала бы эффективной мерой поддержки национальной экономики. Так как местных тканей на все население страны не хватало, то Ганди стал призывать самим ткать. В качестве образца для подражания, он сам сел за прялку, создавая из полученной ткани одежду и обувь для себя и своих близких. И в качестве головного убора, сшитого из этой ткани, основоположник сатьяграхи выбрал белую пилотку, которая в дальнейшем стала называться по его имени – ганди. С тех пор Махатма появлялся на людях только в ней. А вслед за ним, ганди стали надевать и все его сторонники.
Выбор именно такого фасона для сатьяграхи, как считают исследователи, отнюдь не случаен – головной убор, который весьма сильно напоминает классическую пилотку (он имеет спереди и сзади заостренные углы и широкое основание по бокам), уже достаточно давно был частью национального костюма индийского мужчины во многих областях этой страны, входя, в том числе, и в свадебный наряд.
Белой же ганди стала по следующей причине: этот цвет в Индии считается цветом «высшей чистоты», а значит борьба, которую пилотка собой символизировала, должна была носить честный, справедливый характер.
И, надо отметить, такая мера удалась на славу: английские текстильные компании стали нести колоссальные убытки, т.к. их продукцию никто не покупал. Вместо нее индийцы шили себе одежду из кхади – хлопковой ткани, произведенной в самой Индии. Пилотка-ганди приобрела невиданную популярность. Английское правительство не раз предпринимало попытки ее дискредитации, а в 1930 году даже попыталось законодательно запретить ее носку. Но сатьяграху уже было не остановить: борьба за независимость в Индии приобретала всё большие обороты и, в конце концов, увенчалась успехом. Ганди же превратилась в это время в символ победы, символ освобождения от английского колониального гнета. Неудивительно, что в последующие годы этот головной убор надевают индийские лидеры уже независимой страны, такие как Джавахарлал Неру, Морарджи Десаи, Лал Бахадур Шастри.