На сегодняшний день основным головным убором практически всех силовых структур Российской Федерации является фуражка. Ее надевают солдаты и офицеры сухопутных войск, пограничники, моряки, пожарные, спасатели, полицейские, кадеты военных училищ, казаки… список можно продолжать до бесконечности. Попав в русскую армию в начале XIX века, фуражка превратилась в ее непременный атрибут. И даже теперь мы не можем себе представить жизнь любого силового ведомства без этого головного убора.
Итак, в 1797 году фуражка, или как ее называли в то время, фуражная шапка, впервые появилась в русской армии. Однако предназначалась она не для обычных солдат и офицеров, а для фуражиров – тех людей, которые занимались заготовкой продовольствия, топлива, фуража и строительных материалов для артиллерийских и кавалерийских частей.
Первые фуражки
Однако первые фуражные шапки были весьма далеки от нынешних, они больше напоминали современные пилотки, представляя собой остроконечный колпак, изготовленный из сукна, который перегибался пополам. И только в 1811 году фуражка (или как ее еще называли фуражирка, фуражечная шапка) приняла практически все элементы своего современного потомка: у нее появились тулья, козырек, околыш с кокардой, кант, у многих еще был и ремешок – рант, который либо застегивался под подбородком, не позволяя фуражке падать с головы, либо служил декоративным элементом, изготавливаясь в виде витого шнура – филиграна. Очень часто в фуражки еще вставляли стальной упругий обруч для поддержания формы тульи.
«Будни» фуражек
Фуражки первоначально были повседневным головным убором солдат и офицеров всех родов войск российской армии. Для праздничного военного обмундирования по-прежнему сохранялись кивера, каски и офицерские шляпы. Но, необходимо отметить, что фасон фуражки пришелся как нельзя кстати: ее широкие поля отлично защищали солдат и офицеров как от дождя, так и от жары, козырек служил прекрасной преградой для солнечных лучей, и, в целом, солдат или офицер в этом головном уборе выглядел весьма строго и респектабельно.
Не удивительно, что вслед за армейскими и морскими фуражками, этот головной убор был введен для почтовых и железнодорожных служб, связистов, студенческой формы и т.д. Фуражка стала официальным головным убором практически для всех государственных ведомств Российской империи.
Отличие на голове
Надо отметить, что этот предмет обмундирования с самого начала служил неким отличительным символом для того, кто его носил. По фуражке – ее цвету, кокарде и другим элементам, можно было сразу определить, к какому роду войск или ведомству относится его обладатель. Так, по цвету тульи можно было установить к какому войску относился казак (кубанские казаки носили алую тулью, терские – светло-синюю и т.д.) . Моряки надевали фуражки-бескозырки белого цвета и обычные черные фуражки. Для пограничных войск были введены головные уборы зеленой раскраски. Солдаты и офицеры сухопутных родов войск имели повседневные фуражки защитного (оливкового) цвета и т.д.
В начале ХХ века фуражка стала частью и парадного обмундирования военных. По сути дела, фуражка превратилась в основной головной убор для всех силовых ведомств сначала Российской империи, а затем и Советского Союза. Выполняет она эту функцию и поныне.
Правда, сегодняшняя фуражка немного отличается от своего прародителя формой тульи: фуражки XIX – начала ХХ веков имели низкую тулью с диаметром, который ненамного превышал околыш. Такую фуражку наследовала потом и Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Однако в 70-е годы ХХ века тулью значительно укрепили и задрали слегка спереди. В 90-е же годы тульи вообще стали огромны и взмыли вверх. Такое увеличение тульи было вызвано необходимостью разместить двуглавого орла – символа Российской Федерации. В настоящий момент обсуждается возможность уменьшения тульи – планируется вернуть ей вид ее дореволюционного образца. Что из этого выйдет – покажет только время.