Повседневный головной убор монахов, имеет форму цилиндра без полей и прикрепленного к нему покрывала, которое может разрезаться на полоски. Обычным для клобука является черный цвет. В нем монахи могут совершать некоторые церковные службы, но в основном он предназначен для простого ношения.
Этот цилиндр – один из самых первых известных одеяний монахов. Он ведет свое начало от княжеского колпака, обшитого мехом и пришитого к покрывалу, спадающему на плечи, но не слишком большого по размеру. То, что раньше клобук носили князья вместо короны, рассказывают даже летописи, причем носили их также и знатные женщины. Когда именно его позаимствовали монахи остается загадкой, но в том, что они употребляли его издавна, нет сомнений.
Поначалу клобук выглядел как колпак из простой материи с меховой окантовкой, мягкий и глубокий. К такому колпаку пришивали черное покрывало. Клобуки такой формы носили даже епископы, но они делались из дорогих тканей и были богато украшены и расшиты ценными камнями. Слово «нахлобучить» возникло от названия этого убора, видимо его часто надвигали низко на лоб.
На Руси покрывало обычно делалось цельным, а вот на востоке существовала традиция разделять его на три конца. Такие разрезы называются воскрилиями и впервые появились у патриарха Мефодия, лицо которого было изувечено. Так, чтобы скрыть свои шрамы, он разрезал покрывало на три части и подвязал двумя концами свой подбородок, оставив один спадать на спину.
Русская Православная Церковь тесно контактировала с греками и постепенно под их влиянием примерно в XVIII в. переняла трехконечную форму покрывала. Их тоже стали завязывать под подбородком, чтоб защититься от ветра и холода. В дороге или на богослужении, если приходилось снимать такой колпак, то он оставался висеть на спине, так что руки оставались свободны, и это было очень удобно.
Интересно то, что в какой-то мере такой головной убор очень напоминает шлем, а для монахов – это еще и символ «шлема спасения», о котором говорил христианам апостол Павел. Правда, современный клобук несколько изменился и теперь его концы шьются из легкой ткани и больше не завязываются и не защищают от холода. Не редкость увидеть на клобуке священника бриллиантовый крест. Это древняя традиция, которая началась с XVIII века. По форме отличается только патриарший колпак, он сферический и украшается также иконами, а на воскрилиях – вышитыми серафимами.
В зависимости от того, какого цвета этот головной убор, можно определить сан священника. Простые монахи носят черный цвет, а вот высокопоставленные – белый. Этот цвет является знаком отличия митрополитов, архиепископов и патриархов. Первым, кто стал носить белый клобук, был Новгородский архиепископ, и только после него этот обычай распространился, примерно с XIV века, по всей России. Существует даже легенда о белом клобуке как об особом символе власти. Правда, некоторые патриархи мира предпочитают носить черный.
Этот головной убор широко вошел в народный фольклор в виде разных пословиц и поговорок, например: «Свой клобук, куда хочу, туда поворочу», «Не всяк монах, на ком клобук» или «Нашел черт клобук, да на рога не лезет!»