В настоящее время частью зимней формы высшего состава российской армии является папаха. Этот головной убор прочно ассоциируется именно с вооруженными силами сначала СССР, а затем и Российской Федерации. Не зря так любят использовать данную деталь одежды в своих блокбастерах и боевиках, в содержании которых есть упоминание о русской армии, американские кинематографы. Именно благодаря их усилиям, папаха в массовом сознании стала одним из символов нашей страны.
Папаха представляет собой цилиндрическую шапку из меха с матерчатым дном. Причем само название «папаха» стало употребляться достаточно поздно. В 1882г. В.Даль использовал слово «папахъ», обозначая им «круглую шапку, высокую или плоскую с самым косматым бараньим околышем». «Папаха» же появилась только в начале ХХ века, причем некоторые исследователи считают, что окончание «а» это слово приобрело по аналогии со словом «шапка».
Откуда пришла папаха?
Пришел к нам этот головной убор с Кавказа, где его носило практически все мужское население горских народов. Причем папаха была не просто частью костюма, но и символом чести и достоинства. «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» – именно такие поговорки были в ходу у некоторых кавказских этносов. Папаху не принято было снимать в гостях; сбить с кого-нибудь данную шапку считалось страшным оскорблением, а если мужчина, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, сам снимал с себя этот головной убор, то это приравнивалось к поступку, достойному раба.
Папаха не случайно получила на Кавказе такое широкое распространение: днем в горах жарко, а вот ночью – холодно. Поэтому необходим был некий универсальный головной убор, в котором было бы удобно и в жару, и в холод. Им и стала папаха.
Шили папаху, как правило, из овчины для повседневной носки и каракуля – для торжественных случаев. Такой выбор материала легко объясняется, ведь основным занятием горских народов как раз таки и было овцеводство.
Первыми представителями русского народа, перенявшими этот головной убор, стали казаки. Еще бы, ведь папаха прекрасно не только защищала от жары и холода, но и могла задержать или смягчить сабельный удар. Не одному казаку папаха спасла жизнь.
Где-то с середины XIX века в войсках Казачьего корпуса, а также в казачьих частях папаха стала официальным головным убором. Для кавказского корпуса она стала шиться из черного бараньего меха с коротким ворсом, а для казаков других регионов Российской империи – тоже из черного меха, но с длинным ворсом. Суконное дно, сшитое из четырех отрезков ткани, для каждого казачьего отделения приобретало свой цвет, например, для кубанцев – алый, для терцев – синий и т.д.
Папаха в армии
В 1913 году папаха стала головным убором не только для казаков, но и для остальной российской армии. Для изготовления солдатской папахи использовался мех серого цвета.
После установления советской власти и образования СССР по идеологическим соображениям папахи были отменены, т.к. они прочно ассоциировались в массовом сознании с царской властью и белой гвардией. Однако 23 апреля 1936 года приказом наркома обороны СССР папаха вводилась снова, правда только для казачьих отрядов. Но уже в 1940 году она стала частью обмундирования для маршалов и генералов, а с 1943 года носить ее могли и полковники.
С тех пор внешний вид папахи для высшего командного состава армии не менялся. Надевать ее сейчас также имеют право только маршалы, генералы, полковники, а также адмиралы и капитаны первого ранга в Военно-морских силах. Так что не зря «дослужиться до папахи» – это мечта не одного выпускника военных училищ.