«Шляпа «инструктор», «шляпа сержанта», «шляпа лесничего», «Пик Монтана», «Канадский пик», «Смокис» и даже «соковыжималка», – все эти названия используются для обозначения одного единственного головного убора – Campaign hat (русскоязычного аналога нет). Она представляет собой фетровую или соломенную шляпу, отличающуюся широкими полями и высокой тульей, на которой расположены четыре симметричные складки. По виду этот головной убор очень напоминает ковбойскую шляпу, что и неудивительно, т.к. достаточно длительное время его производством занималась компания Стетсон, наделяя Campaign hat теми же качествами, что и стетсон: она прекрасно защищала от солнца и дождя и отличалась водостойкостью. Однако вмятины на Campaign hat настолько характерны, что спутать ее с ковбойской шляпой практически невозможно.
История Campaign hat начинается в 1840 году в Соединенных Штатах Америки, когда американские войска, размещенные на западе страны, стали носить шляпы гражданского населения – стетсоны, т.к. они были гораздо удобнее и практичнее, нежели кивера и кепи, служившие форменными головными уборами в большинстве стран Европы. Сначала эти шляпы имели черный цвет, в 1872 году стали серыми, а после 1883 года – уже приобрели оливковый окрас, который призван был не так привлекать внимание противника.
Соковыжималка на голове?
Характерные вмятины появились во время испано-американской войны 1897-1898гг. Театром военных действий стали Карибы, где, как известно, очень часто идут тропические ливни. И на шляпах солдат, которые имели одну центральную складку, постоянно скапливалась вода. Поэтому солдаты, для того чтобы вода свободно стекала с их головных уборов, начали закладывать складки иначе, формируя на тулье четыре наклонные симметричные вмятины, получивших название «Пик Монтаны». В 1911 году такой вид Campaign hat был признан официальным.
В годы первой мировой войны это шляпа стала форменным головным убором для всей американской армии. Она же служила и знаком отличия: по кокарде и цвету шнура, который обвивал тулью шляпы, можно было определить род войск и звание солдата или офицера. Так, золотым шнуром обвивали свои шляпы генералы. Золотисто-черный, серебристо-черный шнуры принадлежали нижестоящим по званию.
Ушла в историю… кино
Но история Campaign hat, как форменного головного убора американской армии, закончилась достаточно быстро: необходимость ношения касок во время военных действий вынудила руководство американской армии отказаться от Campaign hat, заменяя ее на более удобную и компактную пилотку. В 1942 году от массового ношения Campaign hat отказались официально. Хотя сейчас Campaign hat является головным убором сержантов (стоит только вспомнить фильмы «Сержант Билко», «Майор Пейн» или сериал «Строго на юг, где главные герои щеголяют в этих шляпах), корпуса морской пехоты США, инструкторов Военно-воздушных сил и береговой охраны. Для большинства представителей перечисленных выше родов войск Campaign hat служит частью торжественного обмундирования.
В настоящее время Campaign hat – также форменный головной убор полицейских в некоторых штатах, техасских рейнджеров и бойскаутов. Кстати, молодой скаут Индиана Джонс также носил эту шляпу.
Кроме того, Campaign hat – официальный головной убор службы национальных парков США. Здесь она известна больше под названием «Смокис» – по имени медвежонка Смоки (Smokey Bear), являющегося талисманом Национальных парков. На одном из агитационных плакатов, призванных защитить лес от пожаров, изображен этот медвежонок, заливающий костер из Campaign hat. А надпись под рисунком гласит: «…таким образом, предотвращено 9 из 10 лесных пожаров».
Однако Campaign hat используется не только в США. Эта шляпа стала форменным головным убором Королевской канадской конной полиции, где носит неофициальное название «соковыжималка», т.к. по виду очень напоминает ручную вариацию этого кухонного прибора. Новозеландский же вариант этого головного убора отличается более высокой и острой тульей и поля ее чуть уже. (за фото спасибо Александру (cabal-ussr.livejournal.com)