Пожалуй, одним из самых древних головных уборов, доживших до наших дней, является колпак. Причем как он только не использовался: он был и теплой шапкой, и головным убором женщин средневековья, частью одежды палачей и тех, кого казнили, он входил в ночное одеяние, был отличительным головным убором юродивых. Его надевали и надевают сейчас шуты, клоуны, повара… Этот головной убор часто мелькает и в детских сказках. Более того, колпак одно время являлся символом свободы. Назначение этого аксессуара поистине безгранично.
Однако сейчас пойдет речь о конкретном виде колпака – праздничном.
Происхождение праздничного колпака
Слово «колпак» было заимствовано русским языком у тюрков где-то в веке XV (kalpak – высокая шапка). Отличительной чертой любого колпака является его форма – он изготовлен в виде конуса или высокого овала.
Доказательная история данного головного убора начинается в XIII веке до н.э. Его в это время носили фригийцы, проживающие в Малой Азии. Шили они колпак из шерсти в виде высокого конуса, но с верхушкой, которая свисала на лоб.
В VI-V веках до н.э. колпак носили скифы, причем как мужчины, так и женщины.
А использовать его как праздничный аксессуар впервые стали древние римляне. В конце декабря жители Апеннинского полуострова отмечали Сатурналий – праздник, посвященный богу Сатурну, который покровительствовал земледелию. Этот день (а в последствии и три дня) объявлялся выходным, люди веселились, ходили друг к другу в гости, организовывали застолья и дарили подарки. Кстати, именно от сатурналий и пошла традиция новогодних и рождественских праздников.
На сатурналии как раз таки и надевали колпаки. В то время они назывались пилеусы. Сначала их носили как римляне, так и их рабы. Позже надевать их стали только рабы, а пилеус стал своеобразным символом освобождения – рабы в этих колпаках обедали за общим столом со своими хозяевами, принимали от них различные услуги и, по сути дела, уравнивались в правах с жителями Древнего Рима. Однако с окончанием праздника в честь бога Сатурна, пилеусы снимались, и все эти привилегии рабов заканчивались.
Колпак в средневековье
Следующий факт использования колпака как праздничной одежды приходится на период средневековья. В конце XIV века в женскую моду вошли так называемые эннены – высокие конусообразные головные уборы, к которым прикреплялась длинная вуаль. Высота их достигала порядка 50-60 сантиметров для знатных дам, а представительницам королевских родов позволялось носить метровые эннены. Изготавливались они из жесткой бумаги или сильно накрахмаленного льна, поверх которых натягивался шелк или другая дорогая материя. Естественно, надевались эти головные уборы только на балы и светские мероприятия.
Однако в этот же период среди знати стало модным иметь при своем доме шута. Естественно, для людей этой профессии шили и специальные костюмы, главным составляющим которых были колпаки. В отличие от традиционных, они были мягкими, состояли из нескольких конусов и имели бубенцы. Шились из пестрой и разноцветной ткани. Вполне возможно, что современный праздничный колпак как раз таки и является производной эннена и головного убора шута.
Праздник… на голове!
Как бы то ни было, в ХХ веке праздничные колпаки стали весьма популярны. Они сопровождали и сопровождают сейчас рождественские праздники и дни рождения как детей, так и взрослых. В США колпаки нередко можно увидеть во время празднования Дня независимости и Хэллоуина.
Изготавливаются сейчас такие колпаки из картона, ярко раскрашиваются и украшаются рисунками или узорами. Причем сделать колпак можно и самому – для этого понадобятся только плотная бумага, клей, ножницы, краски и, по желанию, какие-нибудь декоративные элементы: ленты, стразы, красивые пуговицы и даже перья. И любой праздник, особенно детский, тут же станет ярче и оригинальнее.
Посмотреть яркие праздничные колпаки на boutique.ru
Посмотреть красивые праздничные колпаки на quelle.ru
Посмотреть модные праздничные колпаки на topbrands.ru